Страница обновлена 28.04.2022

 

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ежегодно инициирует проведение всероссийской акции «Сдаем вместе. День сдачи ЕГЭ родителями» (далее – акция), которая призвана познакомить родителей с процедурой проведения экзаменов.

В Ярославской области в 2022 году акция пройдет в новом формате: подготовлен информационный видеоролик, рассказывающий о деталях процедуры сдачи ЕГЭ.

Видеоролик доступен на следующих ресурсах:

- https://ok.ru/profile/594471168784/statuses/154737033153296;

- https://ok.ru/group/58701852966928/topic/154737030400784;

- https://t.me/yarobr76/160;

- https://www.youtube.com/;watch?v=_CCZOkuv6ew;

- https://rutube.ru/video/eaa8510b6f02a7d74c590093d70b7c9e/;

- https://vk.com/yarobr76?w=wall-68928926_9483;

- https://zen.yandex.ru/video/watch/62598fbea12c4340c27a06a0;

- https://disk.yandex.ru/d/OIPUayWyVV4qfw.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В 2021 - 2022 УЧЕБНОМ ГОДУ

 

 

Итоговое сочинение (изложение) – условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА). Следовательно, написание сочинения является обязательным для выпускников школ текущего года. Выпускники прошлых лет, в том числе освоившие образовательные программы среднего общего образования за рубежом, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, могут писать сочинение по собственному желанию. Изложение проводится для лиц с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды (при предоставлении документов, подтверждающих статус); обучающихся, получающих среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

Для участников с ограниченными возможностями здоровья (при предоставлении копии рекомендаций ПМПК), участников – детей-инвалидов и инвалидов (при предоставлении справки, подтверждающей инвалидность) продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

СРОКИ И МЕСТА РЕГИСТРАЦИИ ДЛЯ УЧАСТИЯ

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Места подачи заявлений:

  • обучающиеся XI (XII) классов подают заявления в образовательные организации, в которых они осваивают образовательные программы среднего общего образования, а экстерны – в образовательные организации по выбору экстерна;

выпускники прошлых лет, а также обучающиеся профессиональных образовательных – в места регистрации для участия в написании итогового сочинения 

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

Сроки проведения итогового сочинения (изложения) – первая среда декабря.

Дополнительные сроки –  первая среда февраля и первая рабочая среда мая.

СРОКИ, МЕСТА И ПОРЯДОК ИНФОРМИРОВАНИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ

Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения) осуществляется по месту регистрации заявлений не позднее двух рабочих дней со дня их получения в образовательной организации/в местах регистрации  под подпись с указанием даты ознакомления

Итоговое сочинение (изложение)

Расписание проведения итогового сочинения (изложения)

Основной срок

Дополнительные сроки

1 декабря 2021 года

2 февраля 2022 года

4 мая 2022 года

Тематические направления итогового сочинения

В 2021/22 учебном году утверждены следующие тематические направления итогового сочинения:

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
  2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание — вечная тема
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
  5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

УЧАСТНИКИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЕ) КАК УСЛОВИЕ ДОПУСКА К ГИА-11 проводится для:

обучающихся XI (XII) классов;

иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;

лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);

обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРИЕМЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЖЕЛАНИЮ также может проводиться для:

лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);

граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях;

лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;

лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;

лиц, допущенных к ГИА-11 в предыдущие годы, но не прошедших ГИА-11 или получивших на ГИА-11 неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА-11 в дополнительные сроки.

ИЗЛОЖЕНИЕ ВПРАВЕ ПИСАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ:

обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья;

лица, обучающиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА-11 экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании) с ограниченными возможностями здоровья;

дети-инвалиды и инвалиды;

обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

ПОВТОРНО ДОПУСКАЮТСЯ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) в дополнительные сроки в текущем учебном году:

обучающиеся XI (XII) классов, лица, проходящие ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

обучающиеся XI (XII) классов, лица, проходящие ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, установленных пунктом 27 настоящего Порядка;

участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат («незачет») за итоговое сочинение (изложение), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении) в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

 

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ (ИЗЛОЖЕНИИ)

Для участия в итоговом сочинении (изложении) необходимо подать заявление и согласие на обработку персональных данных не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения):

обучающимся – в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования;

лицам, проходящим ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании – в образовательные организации по выбору указанных лиц;

лицам, участвующим в итоговом сочинении по желанию – в места регистрации для участия в написании итогового сочинения, определенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования;

лиц со справкой об обучении, участвующим в итоговом сочинении по желанию — в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА-11.

Обучающиеся, лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Лица, участвующие в сочинении по желанию, самостоятельно выбирают дату участия в итоговом сочинении из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения (изложения). Выбранную дату участия в итоговом сочинении такие лица указывают в заявлении.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ  ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

родолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).

В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, организуют проведение итогового сочинения (изложения) в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

При продолжительности итогового сочинения (изложения) более четырех часов организуется питание участников итогового сочинения (изложения) и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий. Порядок организации питания и перерывов для проведения лечебных и профилактических мероприятий для указанных участников итогового сочинения (изложения) определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.

Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе участников итогового сочинения (изложения) помимо бланка регистрации
и бланков записи (дополнительных бланков записи) находятся:

ручка (гелевая или  капиллярная с чернилами черного цвета);

документ, удостоверяющий личность;

орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения), выданный по месту проведения итогового сочинения (изложения);

листы бумаги для черновиков, выданные по месту проведения итогового сочинения (изложения);

лекарства и питание (при необходимости);

специальные технические средства (для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
и инвалидов) (при необходимости).

Участники итогового сочинения (изложения) выполняют итоговое сочинение (изложение) на черно-белых бланках регистрации и бланках записи (в том числе бланках записи, выданных дополнительно) формата А4.

В день проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения).

Проверка итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) осуществляется лицами, входящими в состав комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательной организации и (или) членами комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в месте, определенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и завершается не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).

 

ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ И ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)

Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет» или «незачет» по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором.

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям.

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ:

Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

1. «Соответствие теме»;

2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;

3. «Композиция и логика рассуждения»;

4. «Качество письменной речи»;

5. «Грамотность».

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ:

Требование № 1. «Объем итогового изложения»

Рекомендуемое количество слов – 200.

Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое изложение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового изложения»

Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).

Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания).

Итоговое изложение (подробное), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

1. «Содержание изложения»;

2. «Логичность изложения»;

3. «Использование элементов стиля исходного текста»;

4. «Качество письменной речи»;

5. «Грамотность».

Для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ) И СРОК ДЕЙСТВИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении). По решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) может быть организовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.

Результат итогового сочинения (изложения) как допуск к ГИА-11 действителен бессрочно.

Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания сочинения. Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет.

Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

 

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В ВУЗЫ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОСТИЖЕНИЯ

В соответствии с пунктом 33 Порядка приема в вузы поступающему по решению организации высшего образования начисляются баллы за оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к ГИА. Для учета итогового сочинения поступающему не требуется представлять документы, подтверждающие получение такого индивидуального достижения.

Сумма баллов, начисленных поступающему за индивидуальные достижения, не может быть более 10 баллов.

Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при равенстве поступающих по критериям ранжирования, указанным в подпунктах 1-4 пункта 76 и в подпунктах 1-4 пункта 77 Порядка приема в вузы, устанавливается организацией высшего образования самостоятельно. В случае равенства поступающих по указанным достижениям перечень таких достижений может быть дополнен в период проведения приема.

 

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год


1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.



2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.


3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.


4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.


5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

 

Приказ ДО об утверждении Памятки о порядке проведения итогового сочинения 

 

 

План мероприятий по подготовке к ГИА-2021

Изменение минимальных баллов по предметам для поступления в ВУЗы в 2021 – 2022 уч.г.  ПРИКАЗ

План мероприятий по подготовке к ГИА-2022

 

Готовимся

к государственной итоговой аттестации – 2022

 

«Навигатор ГИА» содержит актуальную информацию о проведении экзаменов в 2021/2022 учебном году, поможет выпускникам и педагогам сориентироваться в материалах, размещенных на ресурсах Федерального института педагогических измерений и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Он включает ссылки на полезные материалы и аннотации к ним в виде текстов и кратких видеороликов. Для удобства пользователей все материалы сгруппированы по трем разделам: «Материалы для подготовки к ЕГЭ», «Материалы для подготовки к ОГЭ» и «Материалы для учителей».

Информация в «Навигаторе ГИА» будет дополняться и обновляться с учетом актуальных изменений.

«Навигатор ГИА», который размещен на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и доступен по ссылке http://nav-gia.obrnadzor.gov.ru/

Онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ-2022

 С 4 по 22 октября разработчики контрольных измерительных материалов ЕГЭ из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) провели серию онлайн-консультаций «На все 100!» для будущих участников экзаменов и преподавателей школ.  

Видеозаписи по проведённым консультациям по географии, биологии, обществознанию, физике, математике, химии, истории, русскому языку, литературе, итоговому сочинению, информатике и иностранным языкам опубликованы на интернет-ресурсах Рособрнадзора и ФИПИ. https://coikko.ru/total-certification/roditeli/predmgia11/

 Утверждены демоверсии, спецификации и кодификаторы КИМ ЕГЭ и ОГЭ 2022 года

https://fipi.ru/o-nas/novosti/kim-ege-i-oge-2022-goda       

Основной период ЕГЭ – 2022

26 мая (четверг) – география, литература, химия;

30 мая (понедельник) – русский язык;

31 мая (вторник) – русский язык;

2 июня (четверг) – ЕГЭ по математике профильного уровня;

3 июня (пятница) – ЕГЭ по математике базового уровня;

6 июня (понедельник) – история, физика;

9 июня (четверг) – обществознание;

14 июня (вторник) – иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), биология;

16 июня (четверг) – иностранные языки (раздел «Говорение»);

17 июня (пятница) – иностранные языки (раздел «Говорение»);

20 июня (понедельник) – информатика и(ИКТ);

21 июня (вторник) – информатика (ИКТ);

Резервные дни ЕГЭ 2022 основного периода

23 июня (четверг) – русский язык;

27 июня (пятница) – ЕГЭ по математике базового уровня, ЕГЭ по математике профильного уровня;

24 июня (понедельник) – география, литература, иностранные языки (раздел «Говорение»);

28 июня (вторник) – иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), биология, информатика (ИКТ);

29 июня (среда) – обществознание, химия;

30 июня (четверг) – история, физика;

2 июля (суббота) – по всем учебным предметам

Расписание досрочного периода ЕГЭ – 2022

21 марта (понедельник) – география, литература, химия;

24 марта (четверг) – русский язык;

28 марта (понедельник) – ЕГЭ по математике базового уровня; ЕГЭ по математике профильного уровня;

31 марта (четверг) – иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), история, физика;

1 апреля (пятница) – иностранные языки (раздел «Говорение»);

4 апреля (понедельник) – информатика (ИКТ);

7 апреля (четверг) – обществознание, биология

Резервные дни досрочного ЕГЭ 2022

11 апреля (понедельник) – география, химия, иностранные языки (раздел «Говорение»), литература, история;

13 апреля (среда) – иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), информатика (ИКТ), физика, обществознание, биология;

15 апреля (пятница) – русский язык,

18 апреля (понедельник) – ЕГЭ по математике базового уровня, ЕГЭ по математике профильного уровня

Расписание ЕГЭ для выпускников прошлых лет ЕГЭ 2022 (досрочный период)

21 марта (понедельник) – география, литература, химия;

24 марта (четверг) – русский язык;

28 марта (понедельник) – ЕГЭ по математике базового уровня, ЕГЭ по математике профильного уровня;

31 марта (четверг) – иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), история, физика;

1 апреля (пятница) – иностранные языки (раздел «Говорение»);

4 апреля (понедельник) – информатика (ИКТ);

7 апреля (четверг) – обществознание, биология;

11 апреля (понедельник) – география, химия, иностранные языки (раздел «Говорение»), литература, история;

13 апреля (среда) – иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), информатика (ИКТ), физика, обществознание, биология;

15 апреля (пятница) – русский язык, ЕГЭ по математике базового уровня, ЕГЭ по математике профильного уровня

Расписание ЕГЭ для выпускников прошлых лет ЕГЭ 2022 (основной период)

23 июня (четверг) – русский язык;

24 июня (пятница) – ЕГЭ по математике базового уровня, ЕГЭ по математике профильного уровня;

27 июня (понедельник) – география, литература, иностранные языки (раздел «Говорение»);

28 июня (вторник) – иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), биология, информатика (ИКТ);

29 июня (среда) – обществознание, химия;

30 июня (четверг) – история, физика;

2 июля (суббота) – по всем учебным предметам

Расписание ЕГЭ 2022 осенней волны

5 сентября (понедельник) – ЕГЭ по математике базового уровня;

8 сентября (четверг) – русский язык.

Резервные дни ЕГЭ 2022 осенней волны

20 сентября (вторник) – ЕГЭ по математике базового уровня, русский язык

 

Продолжительность ЕГЭ – 2022

  • по математике профильного уровня, физике, литературе, информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), биологии составляет 3 часа 55 минут (235 минут);
  • по русскому языку, химии – 3 часа 30 минут (210 минут);
  • по иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский) (за исключением раздела «Говорение») – 3 часа 10 минут (190 минут);
  • по математике базового уровня, обществознанию, истории, географии, китайскому языку (за исключением раздела «Говорение») – 3 часа (180 минут);
  • по иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский) (раздел «Говорение») – 17 минут;
  • по китайскому языку (раздел «Говорение») – 14 минут

 

Сроки, места и порядок подачи заявлений об участии в ГИА

Заявления на участие в ГИА-11 подаются до 01 февраля (включительно):

- обучающимися – в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования;

- экстернами – в образовательные организации по выбору экстернов.

- выпускниками прошлых лет, лицами, обучающимися по образовательным программам среднего профессионального образования – места регистрации , определенные ОИС (приказ департамента образования Ярославской области от 03.09.2019 № 36-нп «Об утверждении перечня мест регистрации на участие в итоговом сочинении и едином государственном экзамене на территории Ярославской области"

После 1 февраля заявления об участии в ГИА-11 принимаются по решению ГЭК только при наличии у заявителей уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально, не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена.

Участники ГИА вправе изменить (дополнить) перечень указанных в заявлениях учебных предметов, а также изменить форму ГИА-11  и сроки участия в ГИА при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально. В этом случае участники ГИА подают заявление в ГЭК не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена.

Аудитории пунктов проведения экзаменов и помещение для руководителя ППЭ оборудуются средствами видеонаблюдения, позволяющими осуществлять видеозапись и трансляцию проведения экзаменов в сети "Интернет" с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.

Формы документов на участие в ГИА – 11

Сайт ДО ЯО

Сроки, места и порядок подачи и рассмотрения апелляций

В целях защиты прав участников экзаменов при проведении ГИА создается конфликтная комиссия, которая призвана разрешать спорные вопросы не только по оцениванию экзаменационной работы, но и по соблюдению требований процедуры проведения ГИА.

Участник ГИА имеет право подать апелляцию в конфликтную комиссию в письменной форме:

  • о нарушении установленного порядка проведения ГИА по соответствующему учебному предмету;
  • о несогласии с выставленными баллами.

Конфликтная комиссия не рассматриваются апелляции по вопросам:

  • содержания и структуры экзаменационных материалов по учебным предметам;
  • связанным с нарушением самими участниками ГИА требований порядка проведения государственной итоговой аттестации;
  • связанным с выполнением заданий экзаменационной работы с кратким ответом;
  • неправильного оформления экзаменационной работы.

Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА участники ГИА подают в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету члену ГЭК, не покидая ППЭ.

При рассмотрении апелляции о нарушении порядка проведения ГИА конфликтная комиссия выносит одно из решений:

- об отклонении апелляции;

- об удовлетворении апелляции.

При удовлетворении апелляции результат экзамена, по процедуре которого участником ГИА была подана апелляция, аннулируется и участнику ГИА предоставляется возможность сдать экзамен по учебному предмету в другой день, предусмотренный единым расписанием проведения ГИА. При отклонении апелляции результат апеллянта не изменяется и остается действующим.

Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней со дня официального объявления результатов ГИА по соответствующему учебному предмету.

Места подачи апелляции о несогласии с выставленными баллами Участники экзамена на основании документов, удостоверяющих их личность, подают апелляцию о несогласии с выставленными баллами в:

- образовательные организации, в которые они подавали заявление на участие в ГИА-11;

- выпускники прошлых лет – в места, в которых они были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ.

О сроках, местах и порядке информирования о результатах ГИА – 11

Ознакомление участников экзамена с результатами ЕГЭ по учебному предмету осуществляется в течение одного рабочего дня со дня их передачи в образовательные организации, а также в органы местного самоуправления, осуществляющие  управление в сфере образования.

Результаты ЕГЭ при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов

Информация о региональной «горячей линии» по вопросам организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Ярославской области в 2019/2020 учебном году

Телефоны

«горячей линии»

Ф.И.О.

ответственного

за работу

«горячей линии»

Часы работы

«горячей линии» в рабочие дни недели

8 (4852) 40-08-66

Пиленкова Ирина Николаевна, главный специалист отдела развития общего и дополнительного образования департамента образования Ярославской области

(ГИА по образовательным программам среднего общего образования)

08.30-17.30 пн.-чт.

08.30.-16.30 пт.

8 (4852) 40-08-63

Тулина Наталья Владимировна, главный специалист отдела развития общего и дополнительного образования департамента образования Ярославской области

(ГИА по образовательным программам основного общего образования)

08.30-17.30 пн.-чт.

08.30.-16.30 пт.

8 (4852) 28-90-66

 

8 (4852) 28-36-76

Смирнова Татьяна Александровна, главный специалист ГУ ЯО «Центр оценки и контроля качества образования» (ГИА пообразовательным программам среднего общего образования)

08.30-17.30 пн.-чт.

08.30.-16.30 пт.

Хитрина Алла Георгиевна, главный специалист ГУ ЯО «Центр оценки и контроля качества образования» (ГИА по образовательным программам основного общего образования)

8 (4852) 26-21-61

Богомолов Иван Иванович,начальник отдела ГУ ЯО «Центр оценки и контроля качества образования»

08.30-17.30 пн.-чт.

08.30.-16.30 пт.

Телефоны «горячей линии» по вопросам подготовки и проведения ГИА

Муниципальный уровень

 8 (48536) 7 – 90 – 64

Варакина Надежда Ивановна,

главный специалист управления образования

администрации Ростовского муниципального района,

Режим работы: 8.30 – 17.30 пн. – чт., 8.30 – 16.00 пт.

каб. № 16

ОГЭ – 2022

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.11.2021 № 836/1481 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2022 году". 

Расписание ОГЭ – 2022 основной период

20 мая (пятница) – иностранные языки;

21 мая (суббота) – иностранные языки;

23 мая (понедельник) – математика;

26 мая (четверг) – обществознание;

1 июня (среда) – история, физика, биология, химия;

7 июня (вторник) – биология, информатика (ИКТ), география, химия;

10 июня (пятница) – литература, физика, информатика (ИКТ), география;

15 июня (среда) – русский язык

Резервные дни основного периода ОГЭ – 2022

27 июня (понедельник) – по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики);

28 июня (вторник) – русский язык;

29 июня (среда) – по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики);

30 июня (четверг) – математика;

1 июля (пятница) – по всем учебным предметам;

2 июля (суббота) – по всем учебным предметам

Расписание досрочного периода ОГЭ – 2022

21 апреля (четверг) – математика;

25 апреля (понедельник) – русский язык;

28 апреля (четверг) – информатика (ИКТ), обществознание, химия, литература;

4 мая (среда) – история, биология, физика, география, иностранные языки

Резервные дни досрочного периода ОГЭ – 2022

11 мая (среда) – математика;

12 мая (четверг) – русский язык;

13 мая (пятница) – информатика (ИКТ), обществознание, химия, литература;

16 мая (понедельник) – история, биология, физика, география, иностранные языки;

17 мая (вторник) – по всем учебным предметам

Расписание осеннего периода ОГЭ – 2022

5 сентября (понедельник) – математика;

8 сентября (четверг) – русский язык;

12 сентября (понедельник) – история, биология, физика, география;

15 сентября (четверг) – обществознание, химия, информатика (ИКТ), литература, иностранные языки.

Резервные дни осеннего периода ОГЭ – 2022

20 сентября (вторник) – математика;

21 сентября (среда) – русский язык;

22 сентября (четверг) – по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики);

23 сентября (пятница) – по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики);

24 сентября (суббота) – по всем учебным предметам;

 

Допускается использование участником экзаменов следующих средств:

→ по русскому языку – орфографический словарь, позволяющий устанавливать нормативное написание слов;

→ по математике – линейка, не содержащая справочной информации (далее – линейка), для построения чертежей и рисунков; справочные материалы, содержащие основные формулы курса математики образовательной программы основного общего образования;

→ по физике – линейка для построения графиков, оптических и электрических схем; непрограммируемый калькулятор, обеспечивающий выполнение арифметических вычислений (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arccos, arctg), а также не осуществляющий функций средства связи, хранилища базы данных и не имеющий доступ к сетям передачи данных (в том числе к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – непрограммируемый калькулятор); лабораторное оборудование для выполнения экспериментального задания по проведению измерения физических величин;

→ по химии – непрограммируемый калькулятор; лабораторное оборудование для проведения химических опытов, предусмотренных заданиями; Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; электрохимический ряд напряжений металлов;

→ по биологии – линейка для проведения измерений при выполнении заданий с рисунками; непрограммируемый калькулятор;

→ по литературе – орфографический словарь, позволяющий устанавливать нормативное написание слов и определять значения лексической единицы; полные тексты художественных произведений, а также сборники лирики;

→ по географии – линейка для измерения расстояний по топографической карте; непрограммируемый калькулятор; географические атласы для 7-9 классов для решения практических заданий;

→ по иностранным языкам – технические средства, обеспечивающие воспроизведение аудиозаписей, содержащихся на электронных носителях, для выполнения заданий раздела «Аудирование» КИМ ОГЭ; компьютерная техника, не имеющая доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; аудиогарнитура для выполнения заданий раздела «Говорение» КИМ ОГЭ; → по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) – компьютерная техника, не имеющая доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В день проведения ОГЭ на средствах обучения и воспитания не допускается делать пометки, относящиеся к содержанию заданий КИМ ОГЭ по учебным предметам.

ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ В 9 КЛАССЕ

Приказ Департамента образования о проведении итогового собеседования в 9 классе в Ярославской области в 2022 году

Итоговое собеседование по русскому языку проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 г. № 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52 953).

Согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.

Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля. Дополнительные сроки проведения итогового собеседования — вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая.

Итоговое собеседование направлено на проверку коммуникативной компетенции обучающихся IX классов — умения создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.

На данной странице размещены документы, регламентирующие структуру и содержание контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку (спецификация, демонстрационный вариант).

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов итогового собеседования по русскому языку в 2022 году

Критерии оценивания выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку в 2022 году

Спецификация итогового собеседования по русскому языку в 2022 году


Письмо Рособрнадзора от 30.11.2021 № 04-454 о направлении рекомендаций по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в 2022 году

Рекомендации по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в 2022 году